А может и запахом. Тут уж кому как повезет. Те, кому “посчастливилось” ездить зимой или в жаркое лето в плацкартном вагоне в отдаленном направлении от областных центров (то есть там, где не ходят современные комфортабельные поезда, а попасть в обновленный вагон — редкая удача), вполне могли столкнуться со следующими “приятными” особенностями поездки с помощью дешевого железнодорожного транспорта.
*Если же вы из того числа, кто ездит только в машине или на самолете, эта статья — отличный способ сравнить путешествие по железной дороге с вашим любимым видом транспорта.
Поездка в плацкарте зимой
Холодильная камера в виде железного вагона, а пассажиры в нем выступают в роли, сами понимаете чего. Впрочем, это было актуально в 90-е и начало 2000-х. Сейчас такие ситуации очень редки и если случаются, то в основном из-за аварии штатной системы обогрева.
А вот другой вариант, когда за окном -20, а внутри +30 — вполне обыденная картина для “улучшенных и обновленных” плацкартных вагонов ж/д. И вроде все отлично, да только такой перепад температуры — прекрасный повод для вашего организма начать резкую акклиматизацию с непредсказуемыми последствиями. А как же “сделать потише”? Увы и ах, но эта опция не всегда работает.
Наглухо закрытые окна либо проблемы с герметизацией, вследствие чего вы вынуждены раздеваться чуть ли не до нижнего белья либо кутаться в верхнюю одежду. И если первое может кому-то показаться как минимум забавным, то вот ехать несколько суток в зимней куртке или шубе — занятие на явного любителя особых ощущений.
Плацкартный вагон летом
С точки зрения температуры тут все наоборот:
Железный вагон нагревается на солнце до уровня раскаленной печки или сауны, кому как приятней звучит.
Если есть кондиционер, то он может гнать очень низкую температуру (так и до насморка недалеко), а может и вовсе не работать.
Закрытые окна: духота вам обеспечена. Обратная ситуация: 80 км/час и выше в ночное время гарантируют свежий воздух и большую вероятность простудиться.
И это только температурный режим, а ведь есть еще:
обветшалость интерьера в старых вагонах (скрипучесть сидений, протертый линолеум или ковровое покрытие и так далее);
постельное, которое либо очень уж пристально стирают до серого цвета и блеклых цветов, либо же вам попадется образец “и так сойдет” со следами от предыдущего пассажира (эти явления редкие, но все же встречаются);
туалеты с комфортом для тех, кто знает, что такое отхожее место во дворе в деревни (присущи вагонам старого образца с большим послужным списком);
узкие коридоры и малое расстояние от одного места до другого, что торчащие ноги в носках с соответствующим амбре уже давно стали анекдотами;
полное отсутствие звукоизоляции как таковой со всеми вытекающими последствиями в виде: крика детей, ругани соседей, романтики влюбленных и многого другого;
“высокие” стандарты обслуживания персонала в виде проводников и работников вагона-ресторана (тут уж как вам повезет);
соседи по плацкарту, что сродни игре в рулетку, где ставкой является ваше спокойное путешествие.
И вот казалось бы, если так много минусов, то зачем вообще нужен этот тип вагонов?
Почему плацкарт актуален?
Государство модернизирует и выпускает новые вагоны по нескольким причинам:
такой вагон может провести значительно больше пассажиров, чем те же купейные;
его модернизация и поддержание в работоспособном состояние, а также выпуск новых плацкартов сопоставимо по цене с купе.
Популярность этих вагонов среди населения объяснить можно следующими факторами:
билет в плацкарт стоит дешевле, чем в купе, что с учетом текущей экономической ситуации является серьезным аргументом;
в нем удобно ехать компании более 4-х человек, ведь можно купить билеты на соседние места, в том числе и боковые;
современные вагоны имеют комфортабельные места (верхние с защитой от падения), кондиционеры, качественный стеклопакет, более современные санузлы и ряд других новшеств.
Но вот уровень обслуживания пока что остается на прежнем месте:
фактор “соседства” не исчезает;
ноги в носках в проходе никуда не делись;
люди в домашней одежде или нижнем белье тоже (весь интернет пестрит “жгучими” фотографиями красоток и красавцев в плацкарте, а также тех, кто себя таковыми считает).
Так почему же при всех серьезных минусах люди, даже те, кто может себе позволить более комфортные условия поездки, все равно предпочитают путешествие в плацкартном вагоне?
Может дело в том, что такая поездка — это отличная возможность выйти из привычного мира?
Или это попытка получить новые ощущения, прочувствовать и впитать особую атмосферу подобных поездок?
А что, если причина проста и кроется лишь в одном: ну не можем мы без приключений и духа авантюризма! Что скажете?